Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних
Региональные карты помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия
Форма А.
Региональная карта помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия (буклет)
Форма В.
Региональная карта помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности.
Насилие - социальное явление, которое не зависит от возраста ребенка, его личностных особенностей, семейной ситуации. Принято считать, что, в основном, насилию подвергаются дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Однако последние исследования показывают, что жестокое обращение к детям применяют в семьях внешне благополучных и состоятельных.
Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Внедрен в практику деятельности Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.
При установлении фактов жестокого обращения родителей, физического и (или) психологического насилия по отношению к ребенку, несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».
Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют различные виды насилия: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, насилие в интернет-пространстве; буллинг, неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.
Поскольку сталкивающиеся с насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для окружающих.
Так как же распознать, заметить, увидеть, что ребенок подвергался, или подвергается насилию, являлся свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия?
Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения, относятся к физическому насилию. Это - избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др.
Первое, на что стоит обратить внимание при выявлении насилия, это на появившиеся или участившиеся поведенческие и эмоциональные проблемы у несовершеннолетнего.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- отчуждение от братьев и сестер;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); противоречивые чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку...»; утрата гигиенических навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков - равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
Необходимо обратить внимание на появление невротических и психосоматических симптомов:
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
- головная боль, боли в области желудка и сердца; навязчивые страхи;
- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
Появляются проблемыотношений, и проблемы, связанные с познавательной сферой.
Происходят изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями; прогулы занятий в учреждении образования;
- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
- неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Появляются проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе - высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию.
Становятся заметными изменения самосознания ребенка:
- снижение самооценки;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
- саморазрушающее поведение - употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
- появляются мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.
Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость.
По словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.
Особое внимание хотелось бы уделить ситуациям, наиболее сложным для распознания, когда ребенок подвергается исключительно психологическому или эмоциональному насилию, и которое практически всегда сопровождают другие виды насилия.
Эмоциональное и (или) психологическое насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, обвинение во всех возникающих проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т. д.
Одним из распостраненных видов насилия в современном обществе является отсутствие эмоционального реагирования.
Все чаще встречаются эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Таких, как ты, нужно убивать в маленьком возрасте», «Ты полный идиот (дурак), и это не исправить» и т. д.).
У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое и/или эмоциональное насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы школьной адаптации.
Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобыребёнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.
Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка: беспокойство или тревожность, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, суицидальные угрозы или попытки, неумение контактировать с другими людьми, малое число друзей или их отсутствие, проблемы с учёбой, низкая самооценка.
Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия. Этот вид насилия терзает жертву изнутри, но не оставляет внешних следов - синяков или ран.
Неудовлетворение жизненных потребностей детей является результатом нежелания или неспособности родителей удовлетворять основные физические, медицинские и эмоциональные потребности ребёнка и его потребность в безопасности. Неудовлетворение жизненных потребностей может привести к серьёзной травме ребёнка, его отставанию в развитии, к возникновению серьёзных заболеваний, а в ряде случаев и к смерти. Согласно недавно проведённым статистическим исследованиям, из-за неудовлетворения жизненных потребностей ежегодно умирает больше детей, чем от жестокого обращения.
Все чаще в последнее время мы слышим об участившихся случаях, касающихся половой неприкосновенности несовершеннолетних и сексуального насилия.
Поэтому следует обращать внимание на изменения в выражении сексуальности ребенка:
- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания; сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; трение о тело взрослого и др.).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
- ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- синяки и/или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий;
- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- недержание мочи;
- болезни, передающиеся половым путем;
- беременность.
Сексуальное насилие или развращение - это вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей.
Принуждение может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотика, заснул или психологически не в состоянии оценить ситуацию.
К сексуальному насилию относится:
- демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;
- ласки и прикосновения к половым органам ребёнка;
- сексуальные игры и половой акт с ребёнком;
- демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания;
- вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции;
- вовлечение ребёнка в занятия проституцией.
Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований - до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест - сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника.
Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы», недоверием к службам и структурам, оказывающим помощь пострадавшим, а также боязнью, что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».
Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребёнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой - боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребёнка в том, что он должен хранить тайну.
Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными, могут возникать непосредственно после случившегося или проявляться позже.
Буллинг - это физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Ребенок подвергается насилию со стороны сверстников. Может проявляться как в форме постоянных «дразнилок», унижений и оскорблений, так и в виде избиений и физических издевательств.
Буллинг (англ. bullying - «жестокое отношение», «издевательства», «притеснение», «запугивание», «травля»). Эта форма насилия получила в среде подростков широкое распространение. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:
- физический - агрессия с компонентом физического насилия;
- поведенческий - когда жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот, вымогательство, шантаж;
- вербальный - унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т. д.
Насилие в интернет-пространстве (кибербуллинг), которое с развитием информационных технологий получает все большее распространение. Выделяется несколько видов:
- Приставание или «обхаживание» в сети, которое называется «грумингом» (от англ. grooming - «предварительная подготовка»), - вхождение взрослого человека в доверие к ребёнку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения.
- Насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения - буллинг в киберпространстве.
- Показ и распространение материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребёнку.
Распространение Интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, заняться нетрадиционными формами секса.
- Производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Признаки экономического насилия
- полное отсутствие денег на карманные расходы;
- ребёнок часто голоден;
- у него дома нет игрушек;
- у ребёнка очень мало необходимой одежды и обуви;
Физическое насилие – это разовое или повторное умышленное действие в отношении другого человека (члена семьи, ребенка и т. д), совершенное помимо воли и желания пострадавшего. Само действие представляет собой противоправный поступок лица или группы лиц, осуществленное с помощью физического воздействия.
Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по следующим признакам:
физическим признакам
— необъяснимо возникшие кровоподтеки;
— шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;
— следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной плети);
— след от укуса на коже;
— на голове участки кожи без волос;
— необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);
— необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;
по особенности поведения ребенка
— реакция страха при приближении родителя к ребенку;
— общее избегание физического контакта;
— застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);
— появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой;
— побег из дома.
Сексуальное насилие — использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией, коммерческая сексуальная эксплуатация — эксплуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребенку или третьему лицу.
Сексуальное насилие над детьми не является редким явлением. Оно возможно как по отношению к мальчикам, так и по отношению к девочкам. Дети могут подвергаться сексуальному насилию со стороны членов семьи, близких, других знакомых им людей, а также со стороны не знакомых людей. Исследование говорит, что чаще ребёнок подвергается сексуальному насилию со стороны близких ему людей.
Дети чаще не говорят о сексуальном насилии.
Ребенка, ставшего жертвой сексуального насилия, можно узнать по следующим признакам:
Физические симптомы
В большинстве случаев сексуального насилия на теле ребёнка не остаётся никаких следов.
- Подкожные кровоподтёки, царапины на наружных органах, груди, ягодицах;
- необъяснимое кровотечение из наружных половых органов;
- припухлость, боль, зуд в области половых органов;
- болезненное мочеиспускание;
- если ребёнку трудно сидеть или ходить.
Эмоциональные и поведенческие признаки
- отказ от повседневной от повседневной деятельности, которая нравилась ребёнку;
- прекращение социальной деятельности;
- большое недоверие ко всем, особенно к важным для ребёнка людям;
преувеличенная боязнь близости или физического контакта;
- ухудшение результативности в учёбе, нарушение концентрации внимания (если раньше не наблюдалось);
- нарушение аппетита;
- нарушение сна, ночные кошмары, страх идти спать;
- повышенная пугливость;
- замкнутость, депрессивное состояние;
- чересчур послушный ребёнок;
- агрессивное поведение.
В большинстве случаев дети подвергаются психологическому насилию, чаще это происходит дома. Родители не замечая того, как сами подвергают своего ребёнка психологическому насилию.
Психологическое насилие – это преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирования его субъективных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.) Разрушающее отношение привязанности между взрослыми и ребенком фиксирующее эти отношения и приводящие к различным деформациям нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.
По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия?
Если родитель постоянно:
- предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребенок не в состоянии справиться;
- сурово наказывает ребенка;
- чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;
- злится и устрашающе ведет себя.
По физическим и поведенческим особенностям ребенка:
— ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;
— он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;
— сосет пальцы, монотонно раскачивается;
— замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
— «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
— имеются нарушения сна, ночные приступы страха;
— он не проявляет интереса к играм;
— ночное и/или дневное недержание мочи;
— психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.
— замедленно физическое и общее развитие ребенка.
Шесть основных форм психологически жестокого обращения с ребенком в семье
- Отвержение – Активно отвержение представляет собой отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка в форме выражающей сильную неприязнь.
- Отказ в эмоциональном отклике – Это пассивная форма отказа ребенку в теплых чувств, заключающаяся в излишней холодности, нежеланием или неспособности ответить на предпринимаемые ребенком попытки общения.
- Унижения – Публичное, в присутствие других людей, унижения ребенка или постоянное высмеивание его, употребления к нему обидных прозвищ.
- Запугивание – Принуждение ребенка быть свидетелем надругательств над любимым человеком или угроза применить насилие к нему самому.
- Изоляция – Запрещение ребенка играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, а также запирания ребенка одного в помещении, из которого он не может выбраться без посторонней помощи.
- Эксплуатация – Использование ненависти или слабости ребенка.
ТИПЫ СЕМЕЙ С СИНДРОМОМ ОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ (СООД)
Психолог А.С. Спиваковская
выделила несколько типов неблагополучия семей,
использующих психологическое насилие:
- «Семья – санаторий» – Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате – перегрузка нервной системы ребенка, при которой возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности раздражительности, повышается агрессивность.
- «Семья – крепость» – Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально, что ведёт к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности, внутриличностному конфликту, невротическим заболеваниям.
- «Семья – тритий лишний» – В этой семье эмоционально значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках, что порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям.