Образовательный процесс
Информация о Могилёвском городском ЦКРОиР
Государственное учреждение образования «Могилёвский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее-Могилёвский городской ЦКРОиР) располагается по адресу: г. Могилёв, б-р Днепровский, 16.
Директор - Горбацкая Ольга Александровна.
В Могилевском городском ЦКРОиР в 2024/2025 учебном году обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь 200 детей, ин них: 66 инвалидов. Обучаются в 5 классах - 31 учащийся, получают раннюю комплексную помощь - 50, индивидуальную форму помощи получает 101 ребёнок, обучается на дому 18 детей.
Могилёвский городской ЦКРОиР — учреждение специального образования, в котором организуется оказание ранней комплексной помощи детям в возрасте до трёх лет, коррекционно-педагогической помощи, реализуется образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Созданы условия и реализуется программа социальной реабилитации обучающихся специальных классов на 2021-2025 годы, в рамках которой на 2024/2025 учебный год запланирован ряд социокультурных мероприятий, таких как:
- посещение учащимися Могилёвского городского ЦКРОиР Могилёвского центра олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью;
- участие в концерте районного фестиваля творчества для людей с ограниченными возможностями «Когда мы вместе – мечты сбываются» совместно с молодыми инвалидами «ЦСОН Октябрьского района г. Могилёва»;
- благотворительный марафон «Согреем детские сердца» на базе Могилёвского областного театра кукол;
- новогоднее театрализованное представление для учащихся ЦКРОиР в ГУДО «ОЦТ»;
- благотворительная рождественская акция «Рождественская мечта»;
- благотворительный спортивно-развлекательный семейный праздник «Весёлые старты» для детей с ограниченными возможностями;
- инклюзивный арт-проект Могилёвского городского ЦКРОиР «Прикосновение к цвету»;
- участие в общегородском празднике «Шчырае сэрца», для детей с тяжёлыми формами инвалидности и ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Могилёвский городской ЦКРОиР обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития г. Могилёва.
Обеспечен подвоз учащихся специальных классов к месту учебы на специально оборудованном транспорте в присутствии сопровождающего лица. Организовано бесплатное трёхразовое горячее питание.
Осуществляется межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения г. Могилёва, центрами раннего вмешательства, центрами социального обслуживания населения.
Специальный класс №1, кабинет № 16
Многие дети с ТМН способны овладевать социальными нормами поведения и доступными видами труда в специально организованных условиях. Учащиеся с аутистическими нарушениями имеют трудности в определении последовательности действий. Также многие из них испытывают проблемы при посещении общественных мест.
Работа специального класса №1 строится с использованием метода альтернативной коммуникации, на основе которого разработана технология социальных историй.
Они создаются по мере усвоения программ обучения по учебным предметам, а также для коррекции поведения (преодоления страхов). Социальные истории разделены на три группы:
- Социальные истории как алгоритм и средство формирования нового умения
- Социальные истории как средство преодоления негативного поведения
- Социальные истории как средство создания диалога с учащимися о прошедшей или будущей жизненной ситуации
Эта технология способствует формированию у учащихся самостоятельности либо снижает степень участия взрослого при выполнении ежедневных бытовых действий (умывание, мытье рук, пользование туалетной комнатой, одевание и других). Также помогает овладению простыми видами труда (уход за одеждой и обувью, за растением и домашним животным, наведение порядка в шкафу, на столе, в помещении и другие). Технология социальных историй способствует социализации ребенка в общество: показывает либо напоминает, что будет далее и положительный результат (посещение врача, аптеки, магазина, праздников).
Педагоги:
- учитель Скоробогатова Анастасия Валерьевна;
- воспитатели Белова Татьяна Геннадьевна,
- Галиновская Маргарита Владимировна;
- помощник воспитателя Терехова Людмила Ивановна
Расписание занятий
Понедельник 1 10.45 - 11.30 Коммуникация 2 11.40 - 12.25 Адаптивная физическая культура 3 12.35 - 13.20 Трудовое обучение 4 12.35 - 13.20 Социальная адаптация Вторник 1 10.45 - 11.30 Музыкально-ритмические занятия 2 11.40 - 12.25 Практическая математика 3 12.35 - 13.20 Социальная адаптация 4 13.50 - 14.35 Трудовое обучение Среда 1 09.50 - 10.35 Трудовое обучение 2 10.45 - 11.30 Изобразительная деятельность 3 11.40 - 12.25 Адаптивная физическая культура 4 12.35 - 13.20 Хозяйственно-бытовой труд Четверг 1 09.50 - 10.35 Хозяйственно-бытовой труд 2 10.45 - 11.30 Музыкально-ритмические занятия 3 11.40 - 12.25 Трудовое обучение 4 12.35 - 13.20 Практическая математика Пятница 1 09.50 - 10.35 Хозяйственно-бытовой труд 2 10.45 - 11.30 Адаптивная физическая культура 3 11.40 - 12.25 Коммуникация 4 12.35 - 13.20 Трудовое обучение
Методическая неделя «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся ЦКРОиР, включение их в образовательный процесс»
Тема: «Образование группы из напольных однородных предметов»
Презентация «Образование группы из напольных однородных предметов»
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по хозяйственно-бытовому труду
Технологическая карта занятия с использованием технологии В. В. Воскобовича
Предметная неделя: «Безопасность жизнедеятельности обучающихся. Ребёнок в быту»
Тема: «Правила дорожного движения - моя безопасность»
Специальный класс №2, кабинет № 15
Специальный класс №2 в своей работе использует технологию В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - это игровая технология, ориентированная на зону ближайшего развития, представляющая собой систему, доступную для детей с ТМН.
Новизна данной технологии и её реализация в условиях инклюзивного подхода заключается в обеспечении развития личности ребёнка с ТМН в различных видах деятельности, организации совместной деятельности взрослого и ребёнка с ТМН в игре, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ТМН и обогащении форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми (в том числе и с законными представителями). С помощью игр В.В.Воскобовича у детей формируются различные способности сенсорных функций, дети овладевают эталонами цвета, формы, величины развивается чувственность в восприятии разной модальности предметов, ориентировка в пространстве, развитие зрительно-моторной координации. Предметно-развивающее пространство - важный компонент в развитии ребёнка с ТМН. Привлекает в данной технологии простота и оригинальность, которые учитывают индивидуальные возможности каждого ребёнка, мобилизуют его внимание и тем самым подводят к решению определённой задачи, выполнению конкретного действия. Вариативность и различная степень сложности позволяет использовать игры как в коррекционно-образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с обучающимися специального класса.
Педагоги:
- учитель Себекина Инна Святославовна;
- воспитатель Сафоненко Татьяна Александровна;
- воспитатель Коваленко Елена Викторовна;
- помощник воспитателя: Почечура Светлана Петровна
Расписание занятий
Понедельник 1 09.50 – 10.35 Практическая математика 2 10.45 – 11.30 Адаптивная физическая культура 3 11.40 – 12.25 Сенсомоторное обучение 4 12.35 – 13.20 Коммуникация Вторник 1 10.45 – 11.30 Основы жизнедеятельности 2 11.40 – 12.25 Предметно-практическая деятельность 3 12.35 – 13.20 Музыкально-ритмические занятия Среда 1 09.50 – 10.35 Практическая математика 2 10.45 – 11.30 Коммуникация 3 11.40 – 12.25 Основы жизнедеятельности 4 12.35 – 13.20 Адаптивная физическая культура Четверг 1 10.45 – 11.30 Коммуникация 2 11.40 – 12.25 Сенсомоторное обучение 3 12.35 – 13.20 Предметно-практическая деятельность Пятница 1 10.45 – 11.30 Основы жизнедеятельности 2 11.40 – 12.25 Изобразительная деятельность 3 12.35 – 13.20 Адаптивная физическая культура
Методическая неделя «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся ЦКРОиР, включение их в образовательный процесс»
Тема: «Золотая осень»
Технологическая карта урока по предмету «Коммуникация»
Технологическая карта занятия с использованием технологии В. В. Воскобовича
Предметная неделя: «Безопасность жизнедеятельности обучающихся. Ребёнок в быту»
Тема: «За чашкой чая»
Технологическая карта урока по предмету «Основы жизнедеятельности». Тема: «За чашкой чая»
Специальный класс №3, кабинет № 17
В третьем специальном классе в соответствии с комплектованием объединены учащиеся 6,8,9 классов. С учетом возрастных особенностей одним из приоритетных направлений работы является подготовка перехода выпускников из ЦКРОиР в «Центр социального обслуживания населения».
Содержание образования детей с тяжелыми и (или) множественными психическими и (или) физическими нарушениями рассматривается в контексте повышения качества их жизни, в соответствии с их возможностями и потребностями. Конечная цель работы ЦКРОиР – максимально, насколько это возможно с учетом познавательного и физического уровней развития, подготовить учащихся к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. дать им элементарные знания, привить умения, сформировать доступные навыки самообслуживания, культурно-гигиенические умения и навыки, познакомить с правилами поведения, общения и закрепить эталоны правильного поведения. Иными словами – помочь ребенку с тяжелыми и(или) множественными психическими и(или) физическими нарушениями социально адаптироваться в окружающем мире. Очевидно, что такие задачи можно решать только при тесном взаимодействии педагогов и законных представителей.
Работа по повышению качества жизни выпускника и составления плана совместных действий педагогов и законных представителей строится по следующему алгоритму:
- анкетирование законных представителей выпускников ЦКРОиР
- изучение актуального уровня компетенций по разным параметрам качества жизни выпускников ЦКРОиР
- составление плана согласованных действий педагогов и семьи по повышению качества жизни выпускников ЦКРОиР
- составление альбома-инструкции для индивидуальной работы по формированию жизненно необходимых компетенций в условиях центра и семьи «ЧТО ДЕЛАТЬ? Я УМЕЮ!»
- контроль динамики и качества изменений компетенций по каждому параметру.
Педагоги:
- учитель Яроховец Анастасия Вячеславовна;
- воспитатель Шульц Анна Александровна;
- воспитатель Воробьева Жанна Петровна;
- помощник воспитателя: Филипенко Светлана Петровна.
Расписание занятий
Понедельник 1 10.00 – 10.45 Адаптивная физическая культура 2 10.55 – 11.40 Трудовое обучение 3 11.50 – 12.35 Коммуникация 4 12.45 – 13.30 Хозяйственно-бытовой труд Вторник 1 10.00 – 10.45 Изобразительная деятельность 2 10.55 – 11.40 Практическая математика 3 11.50 – 12.35 Трудовое обучение 4 12.45 – 13.30 Музыкально–ритмические занятия 5 14.15 – 15.00 Социальная адаптация Среда 1 10.00 – 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 – 11.40 Хозяйственно-бытовой труд 3 11.50 – 12.35 Адаптивная физическая культура 4 12.45 – 13.30 Социальная адаптация Четверг 1 10.00 – 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 – 11.40 Практическая математика 3 11.50 – 12.35 Хозяйственно-бытовой труд 4 12.45 – 13.30 Музыкально-ритмические занятия 5 14.15 – 15.00 Социальная адаптация Пятница 1 10.00 – 10.45 Социальная адаптация 2 10.55 – 11.40 Коммуникация 3 11.50 – 12.35 Адаптивная физическая культура 4 12.45 – 13.30 Трудовое обучение
Методическая неделя «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся ЦКРОиР, включение их в образовательный процесс»
Тема: «Овощи. Фрукты. Основы личной безопасности, обращение с острыми предметами (нож)»
Технологическая карта урока по предмету хозяйственно-бытовой труд (7,9 год обучения)
Предметная неделя: «Безопасность жизнедеятельности обучающихся. Ребёнок в быту»
Тема: «Безопасное поведение в транспорте. Правила дорожного движения (светофор, дорожные знаки)»
Технологическая карта урока по предмету «Социальная адаптация» (6,7,9 год обучения)
Специальный класс №4, кабинет № 10
Специальный класс №4 использует метод сенсорной интеграции (Айрес терапия) в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМН в условиях центра и семьи.
Весь окружающий мир ребенок и взрослый познает с помощью органов чувств. Представьте… насколько трудной может быть жизнь тех, кто: не видит и не слышит, не может понять того, кто слышит или видит, не может анализировать поступающую информацию: тактильную, двигательную, гравитационную и т.д. От учета сенсорных потребностей зависит наша способность обучаться и правильно поступать в различных ситуациях. Для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает к нам извне, которую сообщает его тело и органы чувств.
Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Сенсорная интеграция способствует: развитию интеллекта ребенка, систематизирует знания, которые ребенок получает из внешней среды; подготавливает детей к восприятию мира, развивает воображение, наблюдение и внимательность, что способствует благоприятной учебной деятельности, развивает различные виды памяти.
Если процесс сенсорной интеграции нарушен, ребенку будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Педагоги:
- учитель Кандалова Анжела Васильевна;
- воспитатель Троянова Наталья Анатольевна;
- воспитатель Луговская Екатерина Михайловна;
- помощник воспитателя: Хмелькова Ирина Анатольевна
Расписание занятий
Понедельник 1 10.00 - 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 - 11.40 Адаптивная физическая культура 3 11.50 - 12.35 Коммуникация 4 12.45-13.30 Социальная адаптация Вторник 1 10.00 - 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 - 11.40 Практическая математика 3 11.50 - 12.35 Хозяйственно-бытовой труд 4 12.45-13.30 Музыкально-ритмические занятия Среда 1 10.00 - 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 - 11.40 Адаптивная физическая культура 3 11.50 - 12.35 Изобразительная деятельность 4 12.45-13.30 Хозяйственно-бытовой труд 5 14.15 - 15.00 Социальная адаптация Четверг 1 10.00 - 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 - 11.40 Хозяйственно-бытовой труд 3 11.50 - 12.35 Социальная адаптация 4 12.45 - 13.30 Музыкально-ритмические занятия 5 14.15 - 15.00 Практическая математика Пятница 1 10.00 - 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 - 11.40 Адаптивная физическая культура 3 11.50 - 12.35 Коммуникация 4 12.45-13.30 Социальная адаптация
Методическая неделя «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся ЦКРОиР, включение их в образовательный процесс»
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение законных представителей при формировании знаний детей об обуви и уходе за ней»
Технологическая карта по учебному предмету «хозяйственно-бытовой труд» (5 класс)
Предметная неделя: «Безопасность жизнедеятельности обучающихся. Ребёнок в быту»
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение законных представителей при формировании у обучающихся компетенции личной безопасности через соблюдение правил безопасной жизнедеятельности»
Технологическая карта по учебному предмету «Основы жизнедеятельности» (1, 3 класс)
Специальный класс №5, кабинет № 11
Специальный класс № 5 третий год работает по методике Монтессори.
Ключевой принцип методики — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что класс обычно разделена на несколько зон: учебная, двигательная, зона отдыха, предметно-практическая. Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Недопостима критика и запреты. Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы.
Педагоги:
- учитель Меркулова Яна Николаевна;
- воспитатель Смолякова Алла Александровна;
- воспитатель Шамина Людмила Евгеньевна;
- помощник воспитателя: Головкова Светлана Анатольевна
Расписание занятий
Понедельник 1 10.45 – 11.30 Практическая математика 2 11.40 – 12.25 Трудовое обучение 3 12.35 – 13.20 Адаптивная физическая культура 4 13.30 – 14.15 Коммуникация Вторник 1 10.45 – 11.30 Социальная адаптация 2 11.40 – 12.25 Трудовое обучение 3 12.35 – 13.20 Музыкально-ритмические занятия 4 13.30 – 14.15 Хозяйственно-бытовой труд Среда 1 10.45 – 11.30 Адаптивная физическая культура 2 11.40 – 12.25 Коммуникация 3 12.35 – 13.20 Трудовое обучение 4 13.30 – 14.15 Хозяйственно-бытовой труд Четверг 1 10.45 – 11.30 Практическая математика 2 11.40 – 12.25 Изобразительная деятельность 3 12.35 – 13.20 Музыкально-ритмические занятия 4 13.30 – 14.15 Трудовое обучение Пятница 1 10.45 – 11.30 Социальная адаптация 2 11.40 – 12.25 Трудовое обучение 3 12.35 – 13.20 Адаптивная физическая культура 4 13.30 – 14.15 Хозяйственно-бытовой труд
Методическая неделя «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся ЦКРОиР, включение их в образовательный процесс»
Тема: «Рисование «Осенний лес» (коллективно-творческое дело)»
Презентация «Рисование «Осенний лес» (коллективно-творческое дело)»
Технологическая карта урока по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предметная неделя: «Безопасность жизнедеятельности обучающихся. Ребёнок в быту»
Тема: «Основы безопасности при использовании предметов быта в повседневной жизни»
Презентация «Основы безопасности при использовании предметов быта в повседневной жизни»
Технологическая карта урока по предмету ОСНОВЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1,4 год обучения)
СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЁВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ»
Общецентровские родительские собрания:
- Организация образовательного процесса специальных классов и реализация учебного плана в 2024/2025 учебном году - сентябрь 2024 года
- Способы организации трудовой деятельности в условиях семьи с целью формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с ТМН - октябоь 2024 года
- Сотрудничество семьи и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – важное условие социализации детей с ТМН. Организация оздоровления учащихся в летний период - май 2025 года