Образовательный процесс
Информация о Могилёвском городском ЦКРОиР
Государственное учреждение образования «Могилёвский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее-Могилёвский городской ЦКРОиР) располагается по адресу: г. Могилёв, б-р Днепровский, 16.
Директор - Горбацкая Ольга Александровна.
В Могилевском городском ЦКРОиР в 2024/2025 учебном году обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь 200 детей, ин них: 66 инвалидов. Обучаются в 5 классах - 31 учащийся, получают раннюю комплексную помощь - 50, индивидуальную форму помощи получает 101 ребёнок, обучается на дому 18 детей.
Могилёвский городской ЦКРОиР — учреждение специального образования, в котором организуется оказание ранней комплексной помощи детям в возрасте до трёх лет, коррекционно-педагогической помощи, реализуется образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Созданы условия и реализуется программа социальной реабилитации обучающихся специальных классов на 2021-2025 годы, в рамках которой на 2024/2025 учебный год запланирован ряд социокультурных мероприятий, таких как:
- посещение учащимися Могилёвского городского ЦКРОиР Могилёвского центра олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью;
- участие в концерте районного фестиваля творчества для людей с ограниченными возможностями «Когда мы вместе – мечты сбываются» совместно с молодыми инвалидами «ЦСОН Октябрьского района г. Могилёва»;
- благотворительный марафон «Согреем детские сердца» на базе Могилёвского областного театра кукол;
- новогоднее театрализованное представление для учащихся ЦКРОиР в ГУДО «ОЦТ»;
- благотворительная рождественская акция «Рождественская мечта»;
- благотворительный спортивно-развлекательный семейный праздник «Весёлые старты» для детей с ограниченными возможностями;
- инклюзивный арт-проект Могилёвского городского ЦКРОиР «Прикосновение к цвету»;
- участие в общегородском празднике «Шчырае сэрца», для детей с тяжёлыми формами инвалидности и ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Могилёвский городской ЦКРОиР обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития г. Могилёва.
Обеспечен подвоз учащихся специальных классов к месту учебы на специально оборудованном транспорте в присутствии сопровождающего лица. Организовано бесплатное трёхразовое горячее питание.
Осуществляется межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения г. Могилёва, центрами раннего вмешательства, центрами социального обслуживания населения.
Класс №1, кабинет № 16
Многие дети с ТМНР способны овладевать социальными нормами поведения и доступными видами труда в специально организованных условиях. Учащиеся с аутистическими нарушениями имеют трудности в определении последовательности действий. Также многие из них испытывают проблемы при посещении общественных мест.
Работа класса №1 строится с использованием метода альтернативной коммуникации, на основе которого разработана технология социальных историй.
Они создаются по мере усвоения программ обучения по учебным предметам, а также для коррекции поведения (преодоления страхов). Социальные истории разделены на три группы:
- Социальные истории как алгоритм и средство формирования нового умения
- Социальные истории как средство преодоления негативного поведения
- Социальные истории как средство создания диалога с учащимися о прошедшей или будущей жизненной ситуации
Эта технология способствует формированию у учащихся самостоятельности либо снижает степень участия взрослого при выполнении ежедневных бытовых действий (умывание, мытье рук, пользование туалетной комнатой, одевание и других). Также помогает овладению простыми видами труда (уход за одеждой и обувью, за растением и домашним животным, наведение порядка в шкафу, на столе, в помещении и другие). Технология социальных историй способствует социализации ребенка в общество: показывает либо напоминает, что будет далее и положительный результат (посещение врача, аптеки, магазина, праздников).
Педагоги:
- учитель Скоробогатова Анастасия Валерьевна;
- воспитатели Белова Татьяна Геннадьевна,
- Галиновская Маргарита Владимировна;
- помощник воспитателя Терехова Людмила Ивановна
Расписание занятий
Понедельник 1 10.45 - 11.30 Коммуникация 2 11.40 - 12.25 Адаптивная физическая культура 3 12.35 - 13.20 Трудовое обучение 4 12.35 - 13.20 Социальная адаптация Вторник 1 10.45 - 11.30 Музыкально-ритмические занятия 2 11.40 - 12.25 Практическая математика 3 12.35 - 13.20 Социальная адаптация 4 13.50 - 14.35 Трудовое обучение Среда 1 09.50 - 10.35 Трудовое обучение 2 10.45 - 11.30 Изобразительная деятельность 3 11.40 - 12.25 Адаптивная физическая культура 4 12.35 - 13.20 Хозяйственно-бытовой труд Четверг 1 09.50 - 10.35 Хозяйственно-бытовой труд 2 10.45 - 11.30 Музыкально-ритмические занятия 3 11.40 - 12.25 Трудовое обучение 4 12.35 - 13.20 Практическая математика Пятница 1 09.50 - 10.35 Хозяйственно-бытовой труд 2 10.45 - 11.30 Адаптивная физическая культура 3 11.40 - 12.25 Коммуникация 4 12.35 - 13.20 Трудовое обучение
Учебное занятие по предмету «Основы жизнедеятельности». Тема «Спички детям не игрушка»
Класс №2, кабинет № 15
Класс №2 в своей работе использует технологию В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - это игровая технология, ориентированная на зону ближайшего развития, представляющая собой систему, доступную для детей с ТМНР.
Реализация новизны данной технологии в условиях инклюзивного подхода заключается:
- в обеспечении развития личности ребёнка с ТМНР в различных видах деятельности;
- организации совместной деятельности взрослого и ребёнка с ТМНР в игре;
- коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ТМНР и обогащении форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми (в том числе и с законными представителями).
С помощью игр В.В.Воскобовича у обучающихся формируются различные способности сенсорных функций, они овладевают эталонами цвета, формы, величины. Развивается чувственность в восприятии разной модальности предметов, ориентировка в пространстве, происходит развитие зрительно-моторной координации.
Технология простота, оригинальна, позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого обучающегося, мобилизует его внимание и тем самым подводит к решению определённой задачи, выполнению конкретного действия. Вариативность и различная степень сложности позволяет использовать игры как в коррекционно-образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе.
Педагоги:
- учитель Себекина Инна Святославовна;
- воспитатель Сафоненко Татьяна Александровна;
- воспитатель Коваленко Елена Викторовна;
- помощник воспитателя: Почечура Светлана Петровна
Расписание занятий
Понедельник 1 09.50 – 10.35 Практическая математика 2 10.45 – 11.30 Адаптивная физическая культура 3 11.40 – 12.25 Сенсомоторное обучение 4 12.35 – 13.20 Коммуникация Вторник 1 10.45 – 11.30 Основы жизнедеятельности 2 11.40 – 12.25 Предметно-практическая деятельность 3 12.35 – 13.20 Музыкально-ритмические занятия Среда 1 09.50 – 10.35 Практическая математика 2 10.45 – 11.30 Коммуникация 3 11.40 – 12.25 Основы жизнедеятельности 4 12.35 – 13.20 Адаптивная физическая культура Четверг 1 10.45 – 11.30 Коммуникация 2 11.40 – 12.25 Сенсомоторное обучение 3 12.35 – 13.20 Предметно-практическая деятельность Пятница 1 10.45 – 11.30 Основы жизнедеятельности 2 11.40 – 12.25 Изобразительная деятельность 3 12.35 – 13.20 Адаптивная физическая культура
Методическая неделя «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся ЦКРОиР, включение их в образовательный процесс»
Тема: «Золотая осень»
Технологическая карта урока по предмету «Коммуникация»
Технологическая карта занятия с использованием технологии В. В. Воскобовича
Предметная неделя: «Безопасность жизнедеятельности обучающихся. Ребёнок в быту»
Тема: «За чашкой чая»
Технологическая карта урока по предмету «Основы жизнедеятельности». Тема: «За чашкой чая»
Класс №3, кабинет № 17
В классе №3 одним из приоритетных направлений работы является подготовка перехода выпускников из ЦКРОиР в ТЦСОН. Переход выпускников организован по алгоритму в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Содержание образования детей с ТМНР рассматривается в контексте повышения качества их жизни, в соответствии с их возможностями и потребностями. Основная цель работы – максимально, насколько это возможно с учетом познавательного и физического уровней развития, подготовить учащихся к самостоятельной жизнедеятельности, то есть дать элементарные знания, привить умения. Иными словами - помочь ребенку с ТМНР адаптироваться в окружающем мире. Такие задачи можно решать только при тесном взаимодействии педагогов и законных представителей.
С целью повышения качества жизни выпускников ЦКРОиР работа строится на основе использования алгоритма согласованных действий педагогов и семьи в рамках реализации компетентностного подхода и расширения возможностей активного участия в жизни инклюзивного общества.
Педагоги:
- учитель Яроховец Анастасия Вячеславовна;
- воспитатель Шульц Анна Александровна;
- воспитатель Воробьева Жанна Петровна;
- помощник воспитателя: Филипенко Светлана Петровна.
Расписание занятий
Понедельник 1 10.00 – 10.45 Адаптивная физическая культура 2 10.55 – 11.40 Трудовое обучение 3 11.50 – 12.35 Коммуникация 4 12.45 – 13.30 Хозяйственно-бытовой труд Вторник 1 10.00 – 10.45 Изобразительная деятельность 2 10.55 – 11.40 Практическая математика 3 11.50 – 12.35 Трудовое обучение 4 12.45 – 13.30 Музыкально–ритмические занятия 5 14.15 – 15.00 Социальная адаптация Среда 1 10.00 – 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 – 11.40 Хозяйственно-бытовой труд 3 11.50 – 12.35 Адаптивная физическая культура 4 12.45 – 13.30 Социальная адаптация Четверг 1 10.00 – 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 – 11.40 Практическая математика 3 11.50 – 12.35 Хозяйственно-бытовой труд 4 12.45 – 13.30 Музыкально-ритмические занятия 5 14.15 – 15.00 Социальная адаптация Пятница 1 10.00 – 10.45 Социальная адаптация 2 10.55 – 11.40 Коммуникация 3 11.50 – 12.35 Адаптивная физическая культура 4 12.45 – 13.30 Трудовое обучение
Методическая неделя «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся ЦКРОиР, включение их в образовательный процесс»
Тема: «Овощи. Фрукты. Основы личной безопасности, обращение с острыми предметами (нож)»
Технологическая карта урока по предмету хозяйственно-бытовой труд (7,9 год обучения)
Предметная неделя: «Безопасность жизнедеятельности обучающихся. Ребёнок в быту»
Тема: «Безопасное поведение в транспорте. Правила дорожного движения (светофор, дорожные знаки)»
Технологическая карта урока по предмету «Социальная адаптация» (6,7,9 год обучения)
Класс №4, кабинет № 10
Класс №4 в своей работе использует направление работы «Расширение социального опыта учащихся классов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации через воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям».
В соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в РБ, акцент делается на социальную интеграцию индивида в общество. Одним из направлений государственной политики является патриотическое воспитание населения путём передачи подрастающему поколению исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения к государственным символам страны. Современное учреждение образования выступает социокультурной средой, которое создает оптимальные условия для формирования основ развития патриотических чувств и приобщения к национальной культуре. Это уникальное образовательное пространство, в котором ребенок накапливает свой первый опыт социальных связей, отношений с людьми, основанный на этических нормах и правилах. С целью приобщения учащихся с ТМНР к культуре белорусского народа в классе было выбрано направление работы «Расширение социального опыта учащихся классов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации через воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям».
Педагоги:
- учитель Кандалова Анжела Васильевна;
- воспитатель Троянова Наталья Анатольевна;
- воспитатель Луговская Екатерина Михайловна;
- помощник воспитателя: Хмелькова Ирина Анатольевна
Расписание занятий
Понедельник 1 10.00 - 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 - 11.40 Адаптивная физическая культура 3 11.50 - 12.35 Коммуникация 4 12.45-13.30 Социальная адаптация Вторник 1 10.00 - 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 - 11.40 Практическая математика 3 11.50 - 12.35 Хозяйственно-бытовой труд 4 12.45-13.30 Музыкально-ритмические занятия Среда 1 10.00 - 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 - 11.40 Адаптивная физическая культура 3 11.50 - 12.35 Изобразительная деятельность 4 12.45-13.30 Хозяйственно-бытовой труд 5 14.15 - 15.00 Социальная адаптация Четверг 1 10.00 - 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 - 11.40 Хозяйственно-бытовой труд 3 11.50 - 12.35 Социальная адаптация 4 12.45 - 13.30 Музыкально-ритмические занятия 5 14.15 - 15.00 Практическая математика Пятница 1 10.00 - 10.45 Трудовое обучение 2 10.55 - 11.40 Адаптивная физическая культура 3 11.50 - 12.35 Коммуникация 4 12.45-13.30 Социальная адаптация
Методическая неделя «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся ЦКРОиР, включение их в образовательный процесс»
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение законных представителей при формировании знаний детей об обуви и уходе за ней»
Технологическая карта по учебному предмету «хозяйственно-бытовой труд» (5 класс)
Предметная неделя: «Безопасность жизнедеятельности обучающихся. Ребёнок в быту»
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение законных представителей при формировании у обучающихся компетенции личной безопасности через соблюдение правил безопасной жизнедеятельности»
Технологическая карта по учебному предмету «Основы жизнедеятельности» (1, 3 класс)
Класс №5, кабинет № 11
В классе № 5 в работе с учащимися с ТМНР используются визуальные дидактические средства для формирования основ учебной деятельности.
Визуальные дидактические средства основаны на действии замещения реальных объектов схемами, условными знаками, реализует принцип наглядности в обучении, способствует формированию основ учебной деятельности, развитию познавательных способностей у учащихся с ТМНР.
Визуальное расписание учебных занятий для учащихся с ТМНР позволяет научить выполнять действия без прямых инструкций со стороны взрослых и их контроля; способствует успешной ориентации учащихся с ТМНР в ситуации занятия, деятельности, быту; позволяет снизить уровень тревожности учащихся с ТМНР.
Зрительно представленная информация обрабатывается и сохраняется проще, чем информация, полученная на слух. Поэтому визуальные дидактические средства помогает лучше запоминать информацию, снижать тревогу и чувство неопределенности, понимать правила, лучше принимать изменения, а, следовательно, лучше и быстрее адаптироваться в окружающем пространстве и обрести определенные навыки.
Педагоги:
- учитель Меркулова Яна Николаевна;
- воспитатель Смолякова Алла Александровна;
- воспитатель Шамина Людмила Евгеньевна;
- помощник воспитателя: Головкова Светлана Анатольевна
Расписание занятий
Понедельник 1 10.45 – 11.30 Практическая математика 2 11.40 – 12.25 Трудовое обучение 3 12.35 – 13.20 Адаптивная физическая культура 4 13.30 – 14.15 Коммуникация Вторник 1 10.45 – 11.30 Социальная адаптация 2 11.40 – 12.25 Трудовое обучение 3 12.35 – 13.20 Музыкально-ритмические занятия 4 13.30 – 14.15 Хозяйственно-бытовой труд Среда 1 10.45 – 11.30 Адаптивная физическая культура 2 11.40 – 12.25 Коммуникация 3 12.35 – 13.20 Трудовое обучение 4 13.30 – 14.15 Хозяйственно-бытовой труд Четверг 1 10.45 – 11.30 Практическая математика 2 11.40 – 12.25 Изобразительная деятельность 3 12.35 – 13.20 Музыкально-ритмические занятия 4 13.30 – 14.15 Трудовое обучение Пятница 1 10.45 – 11.30 Социальная адаптация 2 11.40 – 12.25 Трудовое обучение 3 12.35 – 13.20 Адаптивная физическая культура 4 13.30 – 14.15 Хозяйственно-бытовой труд
Методическая неделя «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся ЦКРОиР, включение их в образовательный процесс»
Тема: «Рисование «Осенний лес» (коллективно-творческое дело)»
Презентация «Рисование «Осенний лес» (коллективно-творческое дело)»
Технологическая карта урока по предмету «Изобразительная деятельность»
Предметная неделя: «Безопасность жизнедеятельности обучающихся. Ребёнок в быту»
Тема: «Основы безопасности при использовании предметов быта в повседневной жизни»
Презентация «Основы безопасности при использовании предметов быта в повседневной жизни»
Технологическая карта урока по предмету ОСНОВЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1,4 год обучения)
СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЁВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ»
Общецентровские родительские собрания:
- Организация образовательного процесса и реализация учебного плана в 2024/2025 учебном году - сентябрь 2024 года
- Способы организации трудовой деятельности в условиях семьи с целью формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с ТМНР - октябоь 2024 года
- Сотрудничество семьи и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – важное условие социализации детей с ТМНР. Организация оздоровления учащихся в летний период - май 2025 года